Добро пожаловать на наш форум!

АвторСообщение
администратор


Сообщение: 460
Зарегистрирован: 26.12.08
Откуда: Россия, Краснодар
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.09 14:35. Заголовок: ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ДРЕССИРОВЩИКАМИ.


При правильной дрессировке у собаки вырабатываются нужные для службы условные рефлексы, а при нарушении правил дрессировки, допущении ошибок дрессировщиком у собаки воспитываются нежелательные для службы условные рефлексы. Каждый дрессировщик должен стремиться выработать у собаки только нужные для службы условные рефлексы, уметь предвидеть возможные ошибки в своих действиях и стремиться не допускать их.
Важнейшим средством обнаружения допускаемых дрессировщиком ошибок и своевременного устранения их является систематический контроль и помощь со стороны инструкторов службы собак, обладающих значительно большим опытом подготовки собак, чем молодые дрессировщики.


Вместе с тем, многие ошибки могут быть учтены и не допущены самим дрессировщиком при глубоком знании теории и техники дрессировки.
Возможные ошибки дрессировщика и их последствия
К ошибкам в дрессировке собак приводят следующие причины:
— слабая теоретическая подготовленность дрессировщика;
— отсутствие достаточного опыта дрессировки собак;
— неумение дрессировщика критически анализировать свои действия и учитывать влияние на собаку окружающей внешней среды;
— отсутствие учета индивидуальных особенностей в поведении собаки и т. п.
Практика обучения специалистов службы собак и дрессировки служебных собак показывает, что опытные дрессировщики меньше допускают ошибок в своих действиях.
В процессе обучения могут быть допущены ошибки и со стороны руководителей занятий (инструкторов). Для них наиболее характерны ошибки методического характера, такие, как нарушение правил последовательного ввода усложнений и приемов, недостаточно продуманная организация и проведение занятий, нарушение принципа индивидуального подхода к обучаемым и др. Если учесть то, что малоопытные дрессировщики не в состоянии успешно решать все практические задачи и нуждаются в активной помощи со стороны инструктора, то ошибки руководителя будут отражаться на действиях дрессировщиков и через них на качестве подготовки собак. Следовательно, чем больше будет опыта в организации и проведении занятий у руководителя, тем меньше он будет допускать ошибок в своих действиях и более активно будет устранять ошибки дрессировщиков.
Таким образом, в процессе дрессировки собак могут быть допущены как технические, так и методические ошибки.
В связи с тем, что методика и техника дрессировки тесно связаны между собой и как технические, так и методические ошибки приводят к образованию у собаки нежелательных для службы условных рефлексов, нет необходимости строгого их разграничения.
Нарушение правил дрессировки, допущение ошибок дрессировщиком обязательно приводят к образованию у собаки нежелательных связей, т. е. нежелательных для дрессировщика ответных действий собаки. Следовательно, ошибки дрессировщика и нежелательные связи собаки находятся в единстве и взаимосвязи. Поэтому, рассматривая ошибки дрессировщика, нельзя не видеть возможные нежелательные связи у собаки и, наоборот, наличие у собаки нежелательных связей свидетельствуют о том, что дрессировщик допускал ошибки.
Ошибки дрессировщика и нежелательные связи собаки, наиболее часто встречающиеся в процессе дрессировки, целесообразно рассматривать по группам:
— ошибки, каждая из которых может воспитать у собаки несколько нежелательных связей;
— нежелательные связи, каждая из которых может быть воспитана по причине допущения многих различных по характеру ошибок.
В рассматриваемые группы включены только наиболее характерные, часто встречающиеся ошибки и нежелательные связи, которые могут иметь место во многих приемах и навыках общей и специальной дрессировки.
Возможные ошибки и нежелательные связи, встречающиеся в каждом приеме и навыке, изложены в главах по технике дрессировки.

Ошибки, каждая из которых может воспитать у собаки
несколько нежелательных связей. Субъективное понимание поведения собаки.

Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, т. е. очеловечивание ее поведения.
Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней как с существом, которое якобы наделено, как и человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, некоторые приписывают собаке способность понимать человеческую речь, а также способность руководствоваться в своих действиях различными «желаниями».
Такое очеловечивание собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, которые она не в состоянии выполнить.
Например, если собака во время занятий погналась за кошкой, дрессировщик подзывает собаку командой «Ко мне» и наказывает ее ударами поводка или хлыста. В результате этого у собаки образуется нежелательная связь, и она при подзыве командой «Ко мне» к дрессировщику не подходит, а начинает убегать от него.

В данном случае дрессировщик удары поводком или хлыстом сочетает не с броском собаки за кошкой, а с выполнением ею действий по команде «Ко мне». Условный раздражитель — команда «Ко мне» и вид поводка или хлыста в руках дрессировщика подкрепляется в этом случае безусловным болевым раздражителем (ударом).
Следовательно, дрессировщик, совершив две грубейшие ошибки, очеловечив действия собаки и неправильно использовав поводок или хлыст, воспитывает у собаки нежелательный условный рефлекс — боязнь дрессировщика.
Бывают случаи, когда две собаки набрасываются друг на друга и дерутся. Молодые малоопытные дрессировщики нередко растаскивают их, уводят в разные стороны и затем начинают наказывать каждый свою собаку, думая, что собаки знают, за что их наказывают.
На самом же деле это ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой, но не заглушает агрессивности собак. Таким образом, очеловечивание поведения собаки является грубой ошибкой. Дрессировщик должен твердо знать, что собака не обладает абстрактным мышлением, ее поведение определяется условными и безусловными раздражителями.
Нельзя разговаривать с собакой, уговаривать или упрашивать ее выполнить то или иное действие. Например, нельзя вместо команды «Сидеть» подавать команду «Сядь», «Садись» и т. п.

Нарушение правил последовательности ввода приемов и усложнений.

Нередко молодые дрессировщики стремятся как можно быстрее ввести и отработать приемы дрессировки и усложнения с тем, чтобы ускорить подготовку собаки.
Такая методика ведет к затягиванию курса дрессировки по той причине, что дрессировщики не успевают приобрести необходимые практические навыки, а у собак недостаточно прочно вырабатываются условные рефлексы, они нередко оказываются неподготовленными к работе в более сложных условиях.
Основным принципом отработки приемов должен быть принцип — «от простого к сложному, от легкого к трудному».
Все приемы необходимо вводить и отрабатывать последовательно. Например, не отработав «посадку», не следует отрабатывать прием «укладки», выборка вещей должна отрабатываться после апортиров-ки, а к следовой работе следует переходить лишь после отработки целого ряда вспомогательных приемов: «развитие злобы», «апорти-ровка» и др.
К выработке сложных навыков следует переходить лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на сигналы дрессировщика. Например, при преодолении препятствий необходимо вначале выработать у собаки условный рефлекс четкого преодоления барьера небольшой высоты, затем только переходить к последующим усложнениям, постепенно наращивая высоту барьера.
Следует также учитывать необходимость постепенного ввода различных отвлекающих раздражителей. Если занятия проводятся только в облегченных условиях, например рано утром, без отвлекающих раздражителей, то это приведет к образованию нежелательных связей — собака будет работать лишь в этих облегченных условиях, а при вводе различных усложнений, хотя бы и незначительных, откажется от работы.
Нельзя сразу приучать собаку к работе по следу на большие дистанции. Усложнения давности и длины следа надо вводить постепенно. Последовательность ввода усложнений осуществляется с учетом навыков дрессировщика и подготовленности собаки.
При нарушении последовательности ввода приемов и усложнений у собак воспитываются различные нежелательные связи — отказ собаки от работы в сложных условиях или некачественное выполнение требуемых от нее действий и др.

Чрезмерно многократное повторение одних и тех же приемов.

Одной из ошибок малоопытных дрессировщиков является их стремление во что бы то ни стало скорее отшлифовать, закрепить условные рефлексы у собаки. С этой целью дрессировщик отрабатывает один и тот же прием без перерыва 4—5 раз и более, в результате чего утомляет нервную систему собаки, вызывает у нее отказ от работы, т. е. передрессировку.
Следовательно, при дрессировке не следует заставлять собаку выполнять одни и те же действия без перерыва более 2—3 раз подряд.
Для предотвращения ошибок, вызывающих передрессировку, надо четко планировать занятия, чередовать приемы, поддерживать постоянную активность собак в работе.
Если же собака отказывается от выполнения отдельного навыка в результате передрессировки, то надо временно прекратить занятие по выработке этого навыка, а после отдыха выработать его в строгой последовательности.

Неправильное применение условных и безусловных раздражителей.

Одной из подобных ошибок является неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей, а именно применение безусловного раздражителя раньше условного. В этом случае условный рефлекс у собаки не воспитывается.
Безусловный раздражитель иногда применяется через значительный промежуток времени после дачи условного раздражителя, в результате чего выработка условного рефлекса задерживается и вырабатывается не совпадающий, а следовой условный рефлекс, часто нежелательный для нас. Например, при выработке условного рефлекса на команду «Ко мне» с поздним подкреплением безусловным раздражителем собака будет подходить к дрессировщику не сразу, а только через некоторое время после подачи команды.

Неопытные дрессировщики нередко несколько раз повторяют одну и ту же команду и только после этого подкрепляют ее безусловным раздражителем. В результате таких сочетаний раздражителей у собаки вырабатывается навык — выполнение действий после многократного повторения одной и той же команды, т. е. у нее воспитывается запаздывающий условный рефлекс, нежелательный для дрессировщика.
Подобные ошибки могут быть допущены при многих приемах общей дрессировки, например в посадке, укладке и др.
Нередко дрессировщики неумело применяют команду «Фу» и не всегда подкрепляют эту команду безусловным раздражителем. Чтобы команда «Фу» как сигнал запрещения была действенной, не следует подавать ее часто, без крайней надобности, так как это воспитывает у собаки безразличное отношение к команде «Фу».
Вместо команды «Фу» во многих приемах с успехом можно применить другую команду. Например, если после выполнения навыка «укладка» собака самостоятельно пытается встать, некоторые дрессировщики применяют команду «Фу», тогда как нужно применять команду «Лежать» в угрожающей интонации.
Команда «Фу» должна произноситься в различных интонациях, в зависимости от приема и поведения собаки. Произношение команды «Фу» всегда в одной и той же интонации является ошибкой.
Неумелое пользование лакомством является одной из часто встречающихся ошибок, допускаемых дрессировщиками.
Лакомство является важнейшим средством поощрения собаки, особенно при выработке первоначального условного рефлекса. По мере образования условного рефлекса у собаки лакомство надо применять реже, постепенно заменяя его поглаживанием и командой «Хорошо». Если лакомством пользоваться очень часто в течение всего курса дрессировки, собака приучится работать только при наличии у дрессировщика лакомства, а без лакомства будет работать хуже.
Неумелое пользование лакомством проявляется и в том, что некоторые дрессировщики достают лакомство из сумки на виду у собаки, преждевременно подносят руку с лакомством к собаке, в результате чего собака нарушает последовательность выполнения действий в ожидании дачи лакомства. Подобные случаи наиболее часто имеют место при приеме «апортировка». Собака реагирует на лакомство и, следовательно, выбрасывает апортировочный предмет преждевременно, до команды «Дай».

Неправильное пользование поводком.

Короткий и длинный поводки являются важным средством воздействия на собаку для управления ее поведением. Поэтому результаты дрессировки в значительной мере зависят от умения дрессировщика пользоваться поводками. Довольно часто, особенно в первый период дрессировки, допускаются ошибки в применении поводка, которые
отрицательно влияют на качество выработки у собаки условных рефлексов. Например, допускаются ненужные рывки поводком во время выгуливания собаки, при выработке выдержки и проработке следа.
Иногда собаки для выборки вещей и человека с вещи, на преодоление препятствий пускаются на длинном поводке. Подобные ошибки задерживают образование условного рефлекса у собаки и зачастую приводят к увечьям собаки, особенно при отработке приемов преодоления препятствий.

Недооценка значения прочих факторов дрессировки.

Обстановка, в которой производится дрессировка собак, должна быть близкой к условиям службы по охране границы. Действия дрессировщика, его помощника и взаимоотношения между ними также должны быть такими же, какими они бывают в действительности на границе между инструктором (вожатым) и нарушителем границы.
В процессе дрессировки собак нередко эти требования нарушаются и допускаются различные ошибки. Например, имеют место такие случаи, когда дрессировщик дает задание помощнику на прокладку следа на виду у собаки, и она видит направление ухода помощника. В этом случае собака преждевременно возбуждается и ждет сигнала дрессировщика на проработку следа.
Иногда на конечной точке, после проработки следа, дрессировщик привязывает собаку и на виду у нее садится рядом с помощником, ведет с ним беседу, закуривает с ним, т. е. дрессировщик общается с задержанным помощником по-приятельски, а не как с посторонним человеком, не сдает его другому лицу, а отпускает на виду у собаки. Следствием подобных ошибочных действий является воспитание у собаки навыков безразличного отношения к нарушителям границы и их следам. В процессе дрессировки собак взаимоотношения дрессировщика и помощника должны быть официальными. Недопустимы ненужные разговоры, смех и шутки. Вместе с тем, ни в коем случае нельзя злить (натравливать) собаку на товарищей по службе, так как это приучает ее к злобному отношению к пограничникам, в том числе и к составу пограничного наряда.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет